Россияне хотят хорошо зарабатывать, не проявляя инициативы

Давление большинства

Большинство россиян не хотят выделяться и уж тем более рисковать удачным рабочим местом, отмечают исследователи. Казалось бы, на таком фоне должны выигрышно смотреться инициативные сотрудники. Такие люди действительно заметны, соглашается Пашков. Но всегда ли это им на руку? Инициативные работники вызывают у коллег раздражение, а нередко и агрессию, говорит он. “Они повышают не только собственную планку достижений, но и окружающих, — объясняет причину всеобщего недовольства Пашков. — Да и у руководства может появиться зависть к успехам подчиненного, что тоже вряд ли пойдет ему на пользу”. Инициативных принято считать неуправляемыми, говорит Данилова. В сознании россиян жив еще армейский лозунг “Инициатива наказуема”, подчеркивает она.

Не стоит забывать и о так называемом законе большинства, добавляет Скобликова. Тот, кто не вписывается в стереотипы, например работает больше положенного времени или предлагает свои идеи начальнику, будет осуждаться остальными членами коллектива. Впрочем, по словам Скобликовой, давление большинства пугает лишь внешне. В действительности это выглядит так: четыре человека будут говорить, что, допустим, лист бумаги белый, трое молча согласятся, а один возразит, найдя лист серым. “Если он не дальтоник, а лидер, то, думаю, найдет аргументы в свою пользу”, — шутит Скобликова. После чего мнение большинства может кардинальным образом измениться, добавляет она.

Активность руководителей высшего звена продиктована амбициями, а владельцам бизнеса важно доказать общественную значимость своего дела, продолжает она. “Без риска мне бы не удалось добиться и половины того, что имею”, — признается Пашков.

Он вспоминает начало своей предпринимательской деятельности, когда приходилось идти ва-банк без каких-либо гарантий на благополучный исход. Но сейчас, когда есть семья, стабильный доход, рисковать хочется все меньше, добавляет Пашков. Примерно так же размышляют его менеджеры по продажам и маркетологи, их в “Гурмане” не более 15%. “Зарплаты этой категории сотрудников привязаны к объему продаж, — рассказывает Пашков. — Но через 5-7 лет, набравшись опыта и повысив собственную стоимость с $500 до $2000, они уходят в большую благополучную иностранную компанию на высокий стабильный заработок”.

В исследовании Института социологии РАН “Динамика трудовых ценностей экономически активного населения России” сравниваются результаты четырех массовых репрезентативных опросов за 1991-2004 гг. В опросах приняли участие 10 000 россиян от 18 до 75 лет. Респонденты должны были выбрать наиболее значимые аспекты работы из списка. В перечень трудовых ценностей были включены: хорошая зарплата; надежное место работы; интересная работа; удобные часы (график) работы; возможность чего-то достичь; большой отпуск; соответствие работы способностям; работа, уважаемая широким кругом людей; ответственная работа; не слишком напряженная работа; возможность инициативы.

Источник:

09/11/2006

© 2004 — 2006 Пензенский Деловой Портал
При цитировании информации гиперссылка на «Пензенский Деловой Портал» обязательна